Меню

Муниципальное бюджетное учреждение

«Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике»

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ  ГИМНАСТИКЕ

Программа разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта

спортивная гимнастика.

Срок  реализации  Программы:   2019 г. - 2023 г.

Год составления Программы: 2019 г.

                                                                      Брянск 2019 года

  1. Пояснительная записка.

Программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика в системе спортивной подготовки (далее-Программа) разработана на основании приказа  Министерства спорта Российской Федерации № 935 от 27.10.2017г.  «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика», в соответствии с частью 1 статьи 34 и пункта 5 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации",  и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральными стандартами по спортивной подготовке.

Программа  спортивной подготовки по спортивной гимнастике создается на основе Федерального стандарта  спортивной подготовки  по виду спорта и утверждается не реже одного раза в четыре года.

Гимнастика-исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Спортивная гимнастика — один из старейших олимпийских видов спорта, включающий соревнования на шести мужских снарядах: вольные упражнения, конь-махи, кольца,  опорный прыжок, брусья, перекладина и четырех женских снарядах: опорный прыжок, разновысокие брусья, гимнастическое бревно и вольные упражнения. Международная Федерация (ФИЖ) была создана в 1881 году. Спортивная гимнастика относится к группе видов спорта со стабилизированной кинематической структурой сложных по координации движений и действий. Современная  спортивная гимнастика многообразна и является координационно сложной, биологически энергоемкой системой, предъявляющая высокие требования к уровню технической, физической, функциональной и психологической подготовки спортсмена.

С точки зрения физической двигательной деятельности гимнастические упражнения относятся к физической работе умеренной и большой мощности. Основными критериями спортивной гимнастики являются трудность упражнений, их композиция и качество исполнения. Предметом оценки является то, что делает гимнаст и как он это делает в соответствии с возрастными особенностями. Отличительными чертами гимнастики являются выразительность, сценичность, пластичность и ритмичность движений, стремление к созданию художественного образа специфическими гимнастическими двигательными средствами.

            Гимнастика во всех своих проявлениях остается ярко выраженным творческим видом спорта.

Основной вид подготовки гимнастов — спортивная тренировка. Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на развитие способностей, необходимых в достижении спортивного мастерства. В процессе тренировки осуществляется общая и специальная физическая, техническая, тактическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнастов.

Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных задач:

1.Укрепление здоровья гимнастов, опережающее развитие способностей, воспитание личностных качеств, необходимых для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями и достижения высокого спортивного мастерства.

2.Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной и произвольной программ, совершенствование их исполнения, работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизмом.

3.Тактическая, психологическая, теоретическая и другие виды подготовки, необходимые для успешного выступления на соревнованиях.

Для решения этих задач применяются следующие средства гимнастики:

1.Общеразвивающие и специальные упражнения для повышения функциональных возможностей организма, развитие способностей гимнаста, воспитание личностных качеств, обогащение опытом двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным и др. Гимнастические упражнения, предусмотренные классификационной программой для данного спортивного разряда, разработка  их последовательности, методика их изучения и совершенствования. Слово тренера применяется как средство терминологического общения с занимающимися при объяснении техники гимнастических упражнений, правил соревнований, содержания спортивных программ, а также при проведении групповых и индивидуальных бесед с целью убеждения гимнастов в необходимости сознательного и активного отношения к спортивным занятиям в большей пользе их для здоровья.

2.Музыкальное сопровождение занятий подбирается в зависимости от их содержания, а также от характера упражнений (комбинаций), выполняемых отдельными гимнастами и от их индивидуальных особенностей. Музыка помогает гимнастам овладевать изучаемыми упражнениями. Она является средством эстетического и нравственного воспитания.

3.Условия для занятий гимнастикой создаются такие, что бы тренировочный процесс обеспечивал наибольшую производительность труда тренеров и гимнастов. Для этого необходим хорошо оборудованный современным инвентарем и снарядами гимнастический зал, удобные раздевалки, комната для теоретических занятий  и бесед, место отдыха и медико-восстановительный центр.

Программа  спортивной подготовки по спортивной гимнастике призвана реализовать основные  требования, разработанные и закрепленные Федеральным  стандартом спортивной подготовки в спортивной гимнастике на каждом ее этапе:

- возрастные критерии начала занятий данным видом спорта в соответствии с ведущими тенденциями развития вида (и его дисциплин) в мировом олимпийском спорте и утвержденной Программой развития вида спорта в Российской Федерации;

- компоненты структуры (периодизации) и содержания спортивной подготовки (основные виды, тренировочные средства и их соотношение) на каждом этапе с учетом календаря соревнований и особенностей подготовки в спортивной гимнастике;

- нормативы и критерии спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах подготовки, включая требования ЕВСК.

Программа  спортивной подготовки по спортивной гимнастике,  учитывая положения  Федерального стандарта  спортивной подготовки  по спортивной гимнастике, представляет  основные требования к построению и контролю тренировочного процесса, а также нормативы по основным видам спортивной подготовленности, наиболее значимым и существенным на всех этапах подготовки в спортивной гимнастике, требования к лицам, осуществляющим (юные и квалифицированные спортсмены) и обеспечивающим спортивную подготовку (тренерский состав), а также организацию и проведение спортивных соревнований (судейский корпус) по спортивной гимнастике.

Ключевое место в материалах программы занимают разделы, посвященные всем видам подготовки гимнастов и гимнасток, составляющим в совокупности систему многолетней поэтапной подготовки спортсменов в СШОР. Согласно принятой концепции выделяются:

- этап начальной (предварительной) подготовки детей с 7 лет (мальчиков) и с 6 лет (девочек);

- тренировочный этап, в котором относительно условно выделяются «Этап начальной спортивной специализации» и «Этап углубленной (специализированной) подготовки» (мальчики 8-14 лет, девочки 7-12 лет);

            - Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (юноши 14-16 лет и старше, девушки 12-14 лет и старше).

Организационно-методическими формами, соответствующими данным этапам подготовки, являются группы начальной подготовки (НП), учебно-тренировочные группы (УТ),  группы спортивного совершенствования (СС) и группы высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Важнейшее место в системе подготовки как начинающих, так и совершенствующихся гимнастов и гимнасток занимает техническая подготовка, связанная, прежде всего, с освоением большого круга систематически усложняющихся упражнений.    

В настоящей программе весь материал технической подготовки отобран и систематизирован согласно концепции базовой (специальной технической) подготовки, нацеленной на первоочередное высококачественное освоение технически наиболее перспективных упражнений, дающих положительный перенос двигательного навыка на другие (как относительно простые, так и прогрессивно усложняющиеся) структурно родственные движения и (или) представляющие собой базовую ценность практически на всем протяжении спортивной карьеры гимнаста, гимнастки. Поскольку поэтапное деление процесса подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированных на достаточно высокие спортивные достижения, носит весьма условный характер и, фактически, имеет непрерывный характер, данный материал программы дается в расчете на последовательное, из года в год, систематическое его освоение и совершенствование на протяжении целого ряда лет независимо от формального перехода из групп НП в группы УТ, СС и ВСМ.

Кардинально важным компонентом многолетней подготовки гимнастов и гимнасток, начиная с  детского возраста является физическая подготовка. В программе детально излагаются основы как общей (ОФП), так и специальной (СФП) физической подготовки. Материал ОФП дается, в основном, без дифференциации по группам обучения, поскольку цели, средства и методы этой, по преимуществу оздоровительной и общеукрепляющей, подготовки едины для всех занимающихся.

Наиболее детально излагается программный материал по СФП, имеющий подразделы, посвященные всем основным двигательным качествам, необходимым развивающемуся и действующему гимнасту. Серьезное внимание в программе уделено решению диагностики и контроля физической подготовленности занимающихся. Подробно излагаются основы диагностики и тестирования уровней физической подготовленности, в том числе ее мониторинга в процессе многолетней подготовки.

В разделах программы, посвященных видам многолетней подготовки, рассматриваются также основные положения, связанные с ролью психологического фактора и психологической подготовкой в гимнастике, воспитанием и необходимой теоретической подготовкой спортсменов.

Важной частью данной программы являются разделы, в которых излагаются вопросы управления тренировочными нагрузками. Эти вопросы становятся особенно важными по мере увеличения напряженности тренировочного процесса, в том числе при переходе к двухразовым в день тренировочным занятиям. В этой связи рассматривается современная структура тренировочного занятия спортивной гимнастикой, исходное понятие «нагрузки», ее показатели на разных этапах подготовки гимнастов и гимнасток, методика перехода с одноразовых к двухразовым в день тренировкам, варианты чередования видов многоборья при разных схемах построения тренировочного процесса, особенности динамики нагрузок в предсоревновательной подготовке и др. вопросы этого типа.

В непосредственной связи с проблемой нагрузок стоит вопрос о педагогическом и врачебном контроле уровня подготовленности и функционального состояния и здоровья занимающихся спортивной гимнастикой. В программе приводится большое число документальных форм, рекомендуемых тренерам для осуществления системного педагогического и медицинского контроля. Рассматриваются также вопросы применения восстановительных средств и проведения соответствующих реабилитационных мероприятий.

  1. Нормативная часть

2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика

В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготовки: этап начальной подготовки (НП), тренировочный этап (этап спортивной специализации) (УТ), этап  совершенствования спортивного мастерства (СС) и этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Продолжительность этапов спортивной подготовки, численный состав занимающихся установлены в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика  приведены в таблице №2.1.1. 

Таблица №2.1.1

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Количество лиц (человек)

мальчики

девочки

 

Этап начальной подготовки

 

2

 

7

 

6

 

10

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

 

5

 

9

 

7

 

5

Этап

совершенствования спортивного мастерства

 

Без ограничений

 

14

 

12

 

1-3

Этап высшего спортивного мастерства

 

Без ограничений

 

16

 

14

 

1-3

 2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика

  • Соотношение объемов тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки, определенное с учетом периодов развития физических качеств юного спортсмена и установленное  в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика,  приведено в таблице №2.2.1.                       

Таблица №2.2.1

Разделы

подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап(этапы спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

25-37

25-37

9-11

9-11

9-11

9-11

Специальная физическая подготовка (%)

13-17

13-17

18-24

18-24

18-24

20-26

Техническая подготовка (%)

42-54

42-54

42-54

42-54

42-54

44-56

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

4-6

4-6

3-5

1-2

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

2-4

2-4

8-12

8-12

9-13

9-11

Восстанови-тельные мероприятия (%)

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-3

 2.3. Планируемые показатели соревновательной деятельности по спортивной гимнастике

Спортивные соревнования в спорте являются тем центральным элементом, который определяет всю систему организации, методики и подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. Без соревнований невозможно существование самого спорта, поэтому спорт в значительной мере может рассматриваться как сфера знаний и деятельности, направленная на обеспечение функционирования и развития соревнований.

В соревнованиях выявляются действенность организационных и материально-технических основ подготовки, системы отбора и воспитания резерва для спорта, квалификация тренерских кадров и эффективность системы подготовки специалистов, уровень спортивной науки и результативность системы научно-методического и медицинского обеспечения подготовки и др.

В зависимости от цели, задач, форм организации, состава участников спортивные соревнования подразделяются на различные виды. Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки, позволяют оценить действенность системы подготовки спортсменов и команд. Другие соревнования могут решать задачи отбора спортсменов для участия в важнейших соревнованиях, являться эффективным средством совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов.

 Выделяют подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные соревнования.

Подготовительные соревнования. В этих соревнованиях главными задачами являются: совершенствование рациональной техники и тактики соревновательной деятельности спортсмена, адаптация различных функциональных систем организма к соревновательным нагрузкам и др. При этом повышается уровень тренированности спортсмена, приобретается соревновательный опыт.

Контрольные соревнования позволяют оценивать уровень подготовленности спортсмена. В них проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств, психическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнований дают возможность корректировать построение процесса подготовки. Контрольными могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования различного уровня.

Подводящие (модельные) соревнования. Важнейшей задачей этих соревнований является подведение спортсмена к главным соревнованиям макроцикла, года, четырехлетия. Подводящими соревнованиями могут быть как специально организованные в системе подготовки спортсмена, так и официальные календарные соревнования. Они должны моделировать полностью или частично предстоящие главные соревнования.

Отборочные соревнования проводятся для отбора спортсменов в сборные команды и для определения участников личных соревнований высшего ранга. Отличительной особенностью таких соревнований являются условия отбора: завоевание определенного места или выполнение контрольного норматива, который позволит выступить в главных соревнованиях. Отборочный характер могут носить как официальные, так и специально организованные соревнования.

Главные соревнования. Главными соревнованиями являются те, в которых спортсмену необходимо показать наивысший результат на данном этапе спортивного совершенствования. На этих соревнованиях спортсмен должен проявить полную мобилизацию имеющихся технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на достижение наивысшего результата, высочайший уровень психической подготовленности.

Количество стартов, принятых спортсменами в соревнованиях различных видов, существенно колеблется. Наибольшее количество стартов приходится на подготовительные, контрольные и подводящие соревнования.

Установленные Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика планируемые показатели соревновательной деятельности приведены в таблице №2.3.1.                                                                          

Таблица №2.3.1

 

 

Виды

соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортив-

ного мастерства

Этап высшего спортив-ного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

контрольные

1

1

5

5

5

5

отборочные

-

-

4

4

4

4

основные

-

-

4

4

4

4

2.4 Режимы тренировочной работы 

Режимы тренировочной работы

Группы подготовки

Данные

Этап начальной подготовки

Этап спортивной специализации

Этап совершенствования спортивного мастерства,

Этап высшего спортивного мастерства

Возраст занимающихся (лет)

М

7-8

9-13

14

16

Ж

6-7

7-12

12

14

Год занятий

1-2

5

Без ограничений

Без ограничений

Спортивный разряд

б/р-2юн.

1юн.-1 вз.р.

КМС

МС

Минимальное кол-во занимающихся в одной группе

10

5

1-3

1-3

Кол-во занятий в неделю

до двух лет

свыше двух лет

до двух лет

свыше двух лет

6

6

3

4-5

4-6

6

Кол-во учебных часов в неделю

4,5

6

9

10,5

13,5

18

Недельный режим тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики периода и задач подготовки. СШОР по спортивной гимнастике, осуществляющая спортивную подготовку, вправе устанавливать, определенный в соответствии с ФССП, объем тренировочной нагрузки в пределах конкретного этапа спортивной подготовки, а также устанавливать оптимальный объем тренировочной нагрузки ниже максимального, установленного ФССП, если при этом будут выполняться цели, задачи определенные в ФССП и поставленные перед учреждением ее учредителем

В основе комплектования учебных групп и установления режима тренировок лежит научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнение норматива мастера спорта России, среднего стажа занятий и возраста занимающихся).

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

        Перевод занимающихся в следующие группы обучения с увеличением недельной тренировочной нагрузки проводится (осуществляется) по итогам промежуточной (итоговой) аттестации занимающихся и обуславливается стажем занятий, выполнением контрольных (контрольно-переводных) нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов (по итогам контрольно-переводных нормативов и на основании разряда, соответствующего возрасту и этапу подготовки)

  Возраст занимающихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Превышение указанного возраста допускается.(на этапах углублённой специализации)..

При  проведении занятий в группах в пределах количества часов программы подготовки, установленных режимом тренировочной работы для конкретной группы, кроме основного тренера при условии одновременной работы со спортсменами , могут быть  привлечены тренер (тренер-преподаватель) по акробатической подготовке, а также иные специалисты:  хореографы, аккомпаниаторы, звукорежиссеры, концертмейстеры, тренеры по ОФП и СФП.

 Во всех группах, где это предусмотрено программой подготовки или правилами проведения соревнований (до 70% от общего количества тренировочных часов), занятия могут проводиться с музыкальным сопровождением и привлечением необходимых специалистов (хореограф, концертмейстер и другие).

2.5. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку 

Программная работа с гимнастами и гимнастками строится в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития орга

 

Муниципальное бюджетное учреждение 

«Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике»

  

ПРОГРАММА

спортивной подготовки по виду спорта  прыжки на батуте

Программа разработана на основе Федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте.
(утвержден приказом Минспорта России от 30.08.2013 г. № 694)

                    Срок реализации программы:     2019-2023 г. г.

Год составления Программы: 2019 года         Брянск 2019 г.

Пояснительная записка

Программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте (далее - Программа) разработана на основе:

- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте, утвержденного приказом Минспорта России от 30 августа 2013 г. № 694;

-Устава  МБУ СШОР по спортивной гимнастике (далее - спортивная школа).

  • иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, города Брянска и Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации.;

Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного задания на оказание услуг по спортивной подготовке и договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки.

В связи с реализацией программы спортивной подготовки основной целью в деятельности спортивной школы является подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города  Брянска и Российской Федерации

Деятельность Спортивной школы реализуется в соответствии с государственным заданием, устанавливаемым учреждению Управлением физической культуры и спорта Брянской области, на основании которого выделяется субсидия, предусматривающая расходы на предоставление услуг спортивной подготовки по прыжкам на батуте, реализацию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий города Брянска (ЕКП). Также спортивной школе выделяется целевая субсидия на приобретение инвентаря и оборудования.

Прыжки на батуте вид спорта, входящий в программу Олимпийских игр. Включен во Всероссийский реестр видов спорта, под номером: 0210001611Я, включает следующие спортивные дисциплины: индивидуальные прыжки, синхронные прыжки, акробатическая дорожка, двойной минитрамп.

В спортивной школе осуществляется подготовка по спортивным дисциплинам: прыжки на акробатической дорожке.

Разработанная Программа является нормативным документом по планированию и организации тренировочного процесса. Программа определяет основные направления и условия осуществления спортивной подготовки по прыжкам на батуте. Содержит нормативную и методическую части, а также систему контроля и зачетные требования

Программа разработана на основе принципов:

  • комплексности, предусматривающей тесную взаимосвязь всех видов спортивной подготовки (теоретическую, технико-тактическую, физическую психологическую, методическую, соревновательную);
  • преемственности, определяющей последовательность освоения

программного материала по этапам подготовки;

  • вариативности, предусматривающей, в зависимости от этапа подготовки, учет индивидуальных особенностей спортсменов, варианты освоения программного материала, характеризующие разнообразие средств, методов с использованием разных величин нагрузок для решения задач спортивной подготовки.

Реализация Программы осуществляется на следующих этапах спортивной подготовки:

  • этап начальной подготовки;
  • тренировочный этап (спортивной специализации); 
  • этап совершенствования спортивного мастерства;
  • этап высшего спортивного мастерства.

1.Нормативная часть 

  • Реализация Программы спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки

Спортивная подготовка в спортивной школе осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. Включает тренировочные и спортивные мероприятия, в условиях спортивной школы и на выезде, а также предусматривает 6 недель работы спортсменов по индивидуальным планам спортивной подготовки.

Реализация Программы спортивной школой осуществляется на этапах спортивной подготовки (Таблица 1). Тренировочные занятия проводятся в группах, сформированных с учетом возраста, количественного состава занимающихся, становления их спортивного мастерства.

Таблица № 1

Этапы спортивной подготовки их продолжительность, минимальный возраст лиц для зачисления в группы на этапы спортивной подготовки и минимальное и максимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный

возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Мин.

Макс.

Этап начальной подготовки

2

7

8

20

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

8

4

До 2

20

Свыше 2

15

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

13

2

10

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

15

1

6


На каждом из этапов спортивной подготовки решаются определенные задачи:

  • на этапе начальной подготовки:
  • формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
  • освоение основ техники вида спорта прыжки на батуте;
  • прирост индивидуальных показателей физической подготовленности спортсменов;
  • укрепление здоровья спортсменов;
  • воспитание морально-волевых и этических качеств;
  • формирование мотивации для занятий прыжками на батуте.
  • на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
  • повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсменов;
  • приобретение соревновательного опыта на официальных спортивных соревнованиях по прыжкам на батуте
  • укрепление здоровья спортсменов;
  • освоение базовой техники;
  • на этапе совершенствования спортивного мастерства:
  • индивидуализация тренировочного процесса;
  • повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование психологических качеств;
  • совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
  • стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на муниципальных и региональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях;
  • поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
  • сохранение здоровья спортсменов;
  • на этапе высшего спортивного мастерства:
  • стабильность успешных результатов выступления в официальных международных, всероссийских, региональных и муниципальных спортивных соревнованиях;
  • включение спортсменов в основной состав сборной команды г. Брянска и Брянской области, резервные и основной составы сборной команды Российской Федерации.

Допускается проведение тренировочных занятий одновременно со спортсменами из групп различных этапов подготовки при соблюдении следующих условий:

  • разница в уровне подготовки спортсменов не превышает двух спортивных разрядов;
  • не превышена единовременная пропускная способность в месте проведения занятий;
  • не превышен максимальный количественный состав объединенной группы. (При различном максимальном количественном показателе по наименьшему показателю).

          Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку по Программе на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, не ограничивается.

          Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общей физической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

                  Кроме второго тренера к работе со спортсменами могут привлекаться и другие специалисты (например: хореографы).

  • Объемы тренировочного процесса по видам спортивной подготовки

Построение процесса спортивной подготовки в спортивной школе осуществляется с учетом соотношения средств и методов применения видов спортивной подготовки, количества занятий, индивидуальных особенностей спортсмена, периода подготовки, решаемых тренировочных задач (Таблицы 2,3).

Таблица № 2

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте

Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершен-ствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

25-37

25-37

9-11

9-11

9-11

9-11

Специальная физическая подготовка (%)

13-17

13-17

18-24

18-24

18-24

20-26

Техническая подготовка (%)

42-54

42-54

42-54

42-54

48-54

48-56

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

4-6

4-6

3-5

1-2

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

2-4

2-4

8-12

8-12

9-13

9-13

Восстановительные мероприятия (%)

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-3

Тренировочный процесс в спортивной школе проводится в соответствии с расписанием тренировочных занятий, в котором указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки. Расписание утверждается руководителем и согласовывается с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима тренировочного процесса, отдыха спортсменов.

При составлении расписания тренировочных занятий продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа спортивной подготовки (Таблица 3).

Таблица №3

Предельные тренировочные нагрузки. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

Этапный норматив/

разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап

начальной

подготовки

Тренировочный этап (этап

спортивной

специализации)

Этап

совершенство-

вания

спортивного

мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До

двух

лет

Свыше двух лет

До года

Свыше года

До года

Свыше года

Количество часов в неделю

6

9

12

18

24

28

32

Количество тренировок

в неделю

3

4

6

6

6

6

6-7

Общее количество тренировок в год

156

208

260

312

312

312

312-364

Общее количество часов

в год из них:

312

468

624

936

1248

1456

1664

Общая физическая подготовка

96

146

68

102

136

160

166

Специальная физическая подготовка

48

74

138

210

280

330

390

Техническая подготовка

150

220

314

468

626

726

866

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка

4

8

32

48

50

58

24

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика

10

14

62

94

138

160

184

Восстановительные мероприятия

4

6

10

14

18

22

34

В спортивной школе применяются основные формы осуществления спортивной подготовки:

  • групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
  • работа по индивидуальным планам;
  • тренировочные сборы;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • инструкторская и судейская практика;
  • медико-восстановительные мероприятия;
  • тестирование и контроль
  • Объем индивидуальной спортивной подготовки

Работа по индивидуальным планам проводиться согласно годовым тренировочным планам с одним или несколькими спортсменами, включает в себя самостоятельную работу спортсменов по индивидуальным планам спортивной подготовки. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Объем работы по индивидуальным планам спортивной подготовки на указанных этапах составляет 100% от общего утвержденного объема тренировочной нагрузки в год (Таблица 3).

  • Структура тренировочного и соревновательного процессов в годичном цикле подготовки

В соответствии с закономерностями развития спортивной формы, годичный цикл спортивной подготовки подразделяется на три периода: подготовительный (период развития спортивной формы), соревновательный (период поддержания спортивной формы на оптимальном уровне и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период относительной стабилизации спортивной формы).

Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возраста, квалификации и календаря спортивных мероприятий.

Годовой план тренировочных занятий спортсменов по прыжкам на батуте состоит:

  • из двух подготовительных, двух соревновательных и двух переходных периодов.

Каждый этап подготовки разделяется на мезоциклы, имеющие свою направленность и продолжительность 7-14 дней.

Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

Годичный макроцикл вида спорта по прыжкам на батуте имеет следующую структуру:

подготовительный период:

  • - подготовительный этап - январь;
  • - специально - подготовительный этап - февраль;
  • соревновательный период - март - апрель;
  • переходный период - май - июнь;

подготовительный период:

  • - подготовительный этап - июль;
  • - специально-подготовительный этап - август;
  • соревновательный период - сентябрь - октябрь;
  • переходный период:
  • - восстановительный этап - ноябрь;
  • - переходный этап - декабрь.
  • Тренировочные сборы

Одной из важных форм организации тренировочного процесса является проведение тренировочных сборов.

Тренировочные сборы проводятся спортивной школой в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов (Таблица 4).

Таблица №4

Перечень тренировочных сборов

№ п/п

Вид

тренировочных

сборов

Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней)

Оптимальное

число

участников сбора

Этап высшего спортивного мастерства

Этап совершенствования спортивного мастерства

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап начальной подготовки

1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям

1.1.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным всероссийским соревнованиям

18

18

14

-

Определяется

спортивной

школой

1.2.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям города Москвы

14

14

14

-

  • Соревновательная деятельность

Процесс спортивной подготовки спортсмена выстраивается в соответствии планируемой соревновательной деятельностью и направлен на обеспечение эффективного выступления спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня (Таблица 5).

Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях спортсменов спортивной школы осуществляется в соответствии с утвержденным Единым календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий города Брянска, сформированным на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Условия для участия в соревнованиях определяются Правилами вида спорта и Положениями о соревнованиях, разработанными и утвержденными организаторами спортивных мероприятий

Таблица 5

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта прыжки на батуте

<td style="widt

Виды соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенст-вования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

2

ПРОГРАММА

спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика

Программа разработана на основе Федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика
(утвержден приказом Минспорта России от 30.12.2014 №1105)

                          Срок реализации программы:     2019-2023 г. г. 

Год составления Программы: 2019 г.        Брянск 2019 г.

 Пояснительная записка 

Программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика (далее - Программа) разработана на основе:

- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика, утвержденного приказом Минспорта России от 30 декабря 2014 г. № 1105;

-Устава  МБУ СШОР по спортивной гимнастике (далее - спортивная школа).

  • иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, города Брянска и Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской адмистрации.;

Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного задания на оказание услуг по спортивной подготовке и договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки.

В связи с реализацией программы спортивной подготовки основной целью в деятельности спортивной школы является подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Брянска и Российской Федерации

Деятельность Спортивной школы реализуется в соответствии с государственным заданием, устанавливаемым учреждению Управлением физической культуры и спорта Брянской области, на основании которого выделяется субсидия, предусматривающая расходы на предоставление услуг спортивной подготовки по спортивной акробатике, реализацию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий города Брянска (ЕКП). Также спортивной школе выделяется целевая субсидия на приобретение инвентаря и оборудования.

Спортивная акробатика вид спорта, не входящий в программу Олимпийских игр. Включен во Всероссийский реестр видов спорта, под номером: 0810001411Я, включает следующие спортивные дисциплины: женские пары, мужские пары, смешанные пары, женские группы, мужские группы.

В спортивной школе осуществляется подготовка по всем указанным спортивным дисциплинам.

Разработанная Программа является нормативным документом по планированию и организации тренировочного процесса. Программа определяет основные направления и условия осуществления спортивной подготовки в спортивной акробатике. Содержит нормативную и методическую части, а также систему контроля и зачетные требования.

Программа разработана на основе принципов:

  • комплексности, предусматривающей тесную взаимосвязь всех видов спортивной подготовки (теоретическую, технико-тактическую, физическую психологическую, методическую, соревновательную);
  • преемственности, определяющей последовательность освоения программного материала по этапам подготовки;
  • вариативности, предусматривающей, в зависимости от этапа подготовки, учет индивидуальных особенностей спортсменов, варианты освоения программного материала, характеризующие разнообразие средств, методов с использованием разных величин нагрузок для решения задач спортивной подготовки.

Реализация Программы осуществляется на следующих этапах спортивной подготовки:

  • этап начальной подготовки;
  • тренировочный этап (спортивной специализации);
  • этап совершенствования спортивного мастерства;
  • этап высшего спортивного мастерства. 

1.Нормативная часть

Реализация Программы спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки

Спортивная подготовка в спортивной школе осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. Включает тренировочные и спортивные мероприятия, в условиях спортивной школы и на выезде, а также предусматривает 6 недель работы спортсменов по индивидуальным планам спортивной подготовки.

Реализация Программы спортивной школой осуществляется на этапах спортивной подготовки (Таблица 1). Тренировочные занятия проводятся в группах, сформированных с учетом возраста, количественного состава занимающихся, становления их спортивного мастерства.

Таблица № 1

Этапы спортивной подготовки их продолжительность, минимальный возраст лиц для зачисления в группы на этапы спортивной подготовки и минимальное и максимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

юноши

девушки

Мин.

Макс.

Этап начальной подготовки

3

7

6

12

20

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

8

6

До 2

20

Свыше 2

15

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

11

10

2

10

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

14

14

1

6

На каждом из этапов спортивной подготовки решаются определенные задачи:

  • на этапе начальной подготовки:
  • формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
  • освоение основ техники в спортивной акробатике;
  • прирост индивидуальных показателей физической подготовленности спортсменов;
  • укрепление здоровья спортсменов;
  • воспитание морально-волевых и этических качеств;
  • формирование мотивации для занятий спортивной акробатикой.
  • на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
  • повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсменов;
  • приобретение соревновательного опыта на официальных спортивных соревнованиях по спортивной акробатике;
  • укрепление здоровья спортсменов;
  • освоение базовой техники;
  • на этапе совершенствования спортивного мастерства:
  • индивидуализация тренировочного процесса;
  • повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование психологических качеств;
  • совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
  • стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на муниципальных и региональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях;
  • поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
  • сохранение здоровья спортсменов;
  • на этапе высшего спортивного мастерства:
  • стабильность успешных результатов выступления в официальных международных, всероссийских, региональных и муниципальных спортивных соревнованиях;
  • включение спортсменов в основной состав сборной команды Брянской области, резервные и основной составы сборной команды Российской Федерации.

          Допускается проведение тренировочных занятий одновременно со спортсменами из групп различных этапов подготовки при соблюдении следующих условий:

  • разница в уровне подготовки спортсменов не превышает двух спортивных разрядов;
  • не превышена единовременная пропускная способность в месте проведения занятий;
  • не превышен максимальный количественный состав объединенной группы. (При различном максимальном количественном показателе по наименьшему показателю).

          Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общей физической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

          Кроме второго тренера к работе со спортсменами могут привлекаться и другие специалисты (например: хореографы).

  • Объемы тренировочного процесса по видам спортивной подготовки

Построение процесса спортивной подготовки в спортивной школе осуществляется с учетом соотношения средств и методов применения видов спортивной подготовки, количества занятий, индивидуальных особенностей спортсмена, периода подготовки, решаемых тренировочных задач (Таблицы 2,3).

Таблица № 2

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика

Разделы спортивной

подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенст-
вования

спортивного мастерства

Этап высшего спортивного

мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

34-37

34-36

26-27

15-23

12-15

10-12

Специальная физическая подготовка (%)

32-35

32-35

29-30

28-29

20-24

16-20

Техническая подготовка (%)

25-30

25-30

38-40

43-49

54-56

57-63

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

2-3

2-3

3-4

4-5

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

1-3

2-3

2-3

3-5

5-7

5-8

 

Тренировочный процесс в спортивной школе проводится в соответствии с расписанием тренировочных занятий, в котором указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки. Расписание утверждается руководителем и согласовывается с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима тренировочного процесса, отдыха спортсменов.

При составлении расписания тренировочных занятий продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа спортивной подготовки (Таблица 3).

Таблица №3

Предельные тренировочные нагрузки. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

Этапный норматив/

разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап

начальной

подготовки

Тренировочный этап

(этап спортивной

специализации)

Этап

совершенство-

вания

спортивного

мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До

двух

лет

Свыше двух лет

Количество часов в неделю

6

9

14

20

28

32

Количество тренировок в неделю

4

5

8

12

14

14

Общее количество тренировок в год

208

260

416

624

728

728

Общее количество часов в год из них:

312

468

728

1040

1456

1664

Общая физическая подготовка

110

166

192

196

190

184

Специальная физическая подготовка

104

156

218

292

320

300

Техническая подготовка

86

126

282

484

800

998

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка

6

9

18

26

50

74

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

6

11

18

42

94

108

В спортивной школе применяются основные формы осуществления спортивной подготовки:

  • групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
  • работа по индивидуальным планам;
  • тренировочные сборы;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • инструкторская и судейская практика;
  • медико-восстановительные мероприятия;
  • тестирование и контроль.

 

  • Объем индивидуальной спортивной подготовки

Работа по индивидуальным планам проводиться согласно годовым тренировочным планам с одним или несколькими спортсменами, включает в себя самостоятельную работу спортсменов по индивидуальным планам спортивной

подготовки. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Объем работы по индивидуальным планам спортивной подготовки на указанных этапах составляет 100% от общего утвержденного объема тренировочной нагрузки в год (Таблица 3).

  • Структура тренировочного и соревновательного процессов в годичном цикле подготовки

В соответствии с закономерностями развития спортивной формы, годичный цикл спортивной подготовки подразделяется на три периода: подготовительный (период развития спортивной формы), соревновательный (период поддержания спортивной формы на оптимальном уровне и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период относительной стабилизации спортивной формы).

Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возраста, квалификации и календаря спортивных мероприятий.

Годовой план тренировочных занятий спортсменов спортивной акробатики состоит:

  • из двух подготовительных, двух соревновательных и двух переходных периодов.

Каждый этап подготовки разделяется на мезоциклы, имеющие свою направленность и продолжительность 7-14 дней.

Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

Годичный макроцикл вида спорта спортивная акробатика имеет следующую структуру:

подготовительный период:

  • - подготовительный этап - январь - февраль;
  • - специально - подготовительный этап - март;
  • соревновательный период - апрель - май - июнь;
  • переходный период - июнь;

подготовительный период:

  • - подготовительный этап - июль;
  • - специально-подготовительный этап - август;
  • соревновательный период - сентябрь - октябрь;
  • переходный период:
  • - восстановительный этап - ноябрь;
  • - переходный этап - декабрь.
  • Тренировочные сборы

Одной из важных форм организации тренировочного процесса является проведение тренировочных сборов.

Тренировочные сборы проводятся спортивной школой в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов (Таблица 4).

Таблица №4

Перечень тренировочных сборов

№ п/п

Вид

тренировочных

сборов

Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней)

 

Оптимальное

число

участников сбора

Этап высшего спортивного мастерства

Этап совершенствования спортивного мастерства

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап начальной подготовки

1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям

1.1.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным всероссийским соревнованиям

18

18

14

-

Определяется

спортивной

школой

1.2.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям города Москвы

14

14

14

-

 1.6    Соревновательная деятельность

 Процесс спортивной подготовки спортсмена выстраивается в соответствии планируемой соревновательной деятельностью и направлен на обеспечение эффективного выступления спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня (Таблица 5).

Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях спортсменов спортивной школы осуществляется в соответствии с утвержденным Единым календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий города Брянска, сформированным на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Условия для участия в соревнованиях определяются Правилами вида спорта и Положениями о соревнованиях, разработанными и утвержденными организаторами спортивных мероприятий.

Таблица 5

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивная акробатика

Виды соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

-

1

1

2

2

2

Отборочные

-

2

4

5

5

5

Основные

-

1

1

1

3

3

Главные

-

1

1

1

3

3

Спортсмены, проходящие спортивную подготовку в спортивной школе, направленные на спортивные соревнования в соответствии с Единым календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий города Брянска и положениями о спортивных мероприятиях, обеспечиваются:

  • проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
  • питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;
  • спортивной соревновательной формой и инвентарем.